Современные методы реабилитации детей с РАС - Домашняя аптечка
Дети

Современные методы реабилитации детей с РАС

Какие занятия нужны ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС)? Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель клиники «Прогноз», профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена Виктория Ефимова, рассказала о современных методах реабилитации детей с РАС.  

Современные методы реабилитации детей с РАС

Когда был описан аутизм в 1943 году, было бесполезно задаваться этим вопросом, потому что никаких специальных занятий для таких детей не было. Сейчас ситуация другая, родителям приходится делать выбор.

РАС – это расстройство развития нервной системы, которое приводит к сенсорным коммуникативным трудностям. Что это значит? Мозг человека с аутизмом иначе обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. «Иначе» — это нейтральное слово: ни хорошо, ни плохо. Но в результате таких особенностей человек может испытывать постоянный дискомфорт и тревогу в повседневной жизни. Во многом это становится причиной трудностей в коммуникации с другими людьми.

РАС – это навсегда, аутизм нельзя вылечить. Но можно минимизировать влияние на жизнь ребенка неврологической симптоматики и помочь ему научиться общаться.

Что еще важно знать о РАС? Не существует никакого анализа или диагностики, подтверждающей аутизм на 100%. Врач-психиатр устанавливает диагноз на основе определенных проявлений в поведении ребенка.

Поведение

Диагностические критерии РАС связаны с поведением. Именно поэтому самый распространенный метод работы с такими детьми во всем мире АВА – терапия (прикладной анализ поведения). Это высоко структурированные занятия, которые направлены на модификацию поведения ребенка: поощрение желательного поведения и уменьшение нежелательного.

Польза. Результаты занятий, как правило, видны быстро.

Сложности. Большинству детей трудно перенести навыки, полученные на занятиях в реальную жизнь. В итоге все достижения остаются в кабинете специалиста. На занятиях учат вести себя «как надо», но ребенок продолжает испытывать неприятные ощущения, потому что никаких изменений в работе его нервной системы не происходит. Занятия АВА рекомендуется проводить 20 часов в неделю, не остается времени на другие занятия.

Коммуникация и речь

У многих детей с РАС есть те или иные проблемы с речью. Они могут варьироваться от полного отсутствия речи до своеобразия ее развития. Например, дети с РАС часто дословно повторяют тексты из рекламы или вопросы собеседника (эхолалия). Из-за этого родители обращаются к логопеду. Но не все логопеды умеют работать с такими детьми. Ведь проблема при аутизме не только с речью, но и с теми навыками общения, которыми нейротипичные (обычные) дети овладевают во время первого года жизни. Например, даже малыш может привлечь к себе внимание взрослого, показав пальцем на интересный объект. Многие дети с РАС не умеют этого делать. Поэтому для детей с РАС актуальны занятия, помогающие развивать навыки общения.

Есть несколько методов, направленных на коммуникативное развитие. «Флортайм» — один из самых известных. Название переводится как «время на полу». Метод подходит не только детям с РАС, но всем детям от младенческого до подросткового возраста. Во время занятия родители овладевают навыками успешного ведения диалога со своим ребенком. Занятия направлены на развитие доречевых и речевых навыков общения. С точки зрения традиционной педагогики они выглядят необычно, так как взрослый следует за инициативой ребенка.

Польза. Ребенок понемногу начинает ориентироваться в мире социальных отношений, получает удовольствие от общения

Сложности. Результаты не всегда заметны быстро, особенно если родители ждут именно речи.

Коммуникативные навыки можно развивать и во время других занятий: музыкальная терапия, арт-терапия, занятия с дефектологом или психологом.

Двигательное развитие

У детей с РАС обычно бывают проблемы с координацией движений. Поэтому физкультура обязательно должна присутствовать в жизни такого ребенка. Как выбрать занятия?

Это может быть АФК (адаптивная физическая культура) или занятия любым видом спорта. Начать стоит с индивидуальных занятий, потому что в группе такой ребенок будет чувствовать себя плохо, у него могут возникать трудности с самыми простыми движениями: бегать, ловить мяч, кататься на велосипеде.

Плюсы. Правильно подобранные физические нагрузки помогают справиться с сенсорными перегрузками, которые испытывает ребенок из-за особенностей работы мозга.

Сложности. Не всегда легко подобрать тренера, который найдет с ребенком общий язык. Групповые виды спорта подходят не всем детям с РАС.

Современные методы реабилитации детей с РАС

Что выбрать?

Лучше всего работает комплексный подход, когда с ребенком работают разные специалисты. Важно, чтобы родители подбирали специалистов, исходя из того, какие задачи наиболее актуальны для развития их ребенка именно сейчас.

Родителям стоит задать каждому специалисту следующие вопросы:

  • Над чем вы будете работать на занятиях?
  • Как устроены ваши занятия?
  • Что изменится в жизни моего ребенка после этих занятий?
  • Как могут выглядеть результаты занятий?
  • Насколько быстро вы предполагаете увидеть результаты?

Еще важно помнить, что у детей с РАС часто много сопутствующих проблем со здоровьем. Поэтому не нужно забывать о регулярных осмотрах невролога, ЛОРа, стоматолога, гастроэнтеролога.

Диагноз РАС не отменяет тот факт, что ребенок может плохо себя чувствовать по другим причинам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + четырнадцать =

Кнопка «Наверх»
Top