Почему наказывать ребенка — самый неэффективный способ воспитания?
Физические наказания детей неприемлемы — современные психологи единогласно сходятся в этом мнении. По данным Австралийского института семейных исследований, физическое воздействие не исправит плохое поведение, скорее, оно даст обратный эффект, и ребенок станет более агрессивным. От страха он учится хитрить, обманывать и скрывать. Отношения между родителями и ребенком ухудшаются.
Физические наказания вредят когнитивному, поведенческому, социальному и эмоциональному развитию. Во взрослом возрасте они чреваты тревожностью, депрессией, ментальными расстройствами и антисоциальным поведением.
Ответ на вопрос, наказывать ли детей физически, однозначен, и сейчас большинство родителей уже хорошо об этом информированы. Вместе с нейропсихологом частной школы «Классный Проект» Юлией Осиповой поговорили о том, каких еще наказаний надо избегать и что же делать, если ребенок совершил проступок.
Каких еще наказаний лучше избегать?
Крики, пристыживание, игнорирование — виды эмоционального насилия, которое так же, как физическое, влияет на эмоциональное и психологическое развитие ребенка. Общество исследований в области детского развития утверждает, что подобные эмоциональные наказания провоцируют депрессию в подростковом возрасте. У ребенка, которого наказывают, формируется чувство собственной неполноценности и неуверенности, которое сохраняется на всю жизнь.
Эмоциональные наказания часто сопряжены с унижением и запретом на проявление эмоций. В результате ребенок растет не в ладах с собственными чувствами, испытывает трудности в общении и учебе, замыкается и ждет подвоха в эмоционально близких отношениях.
Каких еще наказаний лучше избегать
Значит ли все это, что нужно пустить все на самотек и позволить ребенку делать все, что ему вздумается? Конечно, нет.
В чем смысл наказания
Есть мнение, что наказания нужны, чтобы ребенок испытал страх, боль или обиду — отрицательную эмоцию. Ребенок запомнит эту эмоцию и в будущем не поступит так. Но это мнение ошибочно. Наказание не исправляет поведение.
В книге «Поведение ребенка в руках родителей» психолог Юлия Гиппенрейтер обращается к другой точке зрения на наказание — как на сигнал о нарушении нормы или правила. Тогда его смысл в том, чтобы указать на серьезность правил, принятых в семье, и слова взрослого и дать ребенку шанс подумать о проступке и понять, почему так поступать нельзя. В этой концепции важно воспитание личности ребенка, а не корректировка его внешнего поведения.
Что делать, если ребенок совершил проступок
Ситуация, когда родитель сталкивается с дилеммой, наказывать ли детей, наступает неизбежно. Реакция на плохое поведение ребенка необходима. Психологи предлагают родителям выбирать ненасильственную, или эффективную, концепцию дисциплины. Ее суть в том, что ребенок извлекает урок из наказания, а не искупает вину. В этой концепции выделяют метод естественных и условных последствий непослушания.
В этом методе есть ограничения:
— он применим только в ситуациях, когда ребенку не угрожает опасность;
— его не следует использовать с маленькими детьми, которые в силу возраста не прослеживают причинно-следственные связи.
Применяя метод логических последствий, учитывайте следующее:
— последствия должны наступать сразу. Это касается и естественных последствий. Ребенку сложно осознать, что, если он ест много фастфуда сейчас, через несколько лет у него будут проблемы с желудком;
— убедитесь, что вы точно осуществите озвученное последствие. Дети мгновенно считывают неуверенность родителя, и метод быстро становится неэффективным.
Иногда соблазн прикрикнуть или пригрозить, добиться изменения поведения ребенка прямо сейчас и любым способом велик. Чтобы отказаться от привычных с детства видов наказания, нужны терпение, время, многократное повторение и отношение к ребенку прежде всего как к личности. Это непросто. Но так мы делаем большой и важный вклад в полноценное развитие детей.