От сказок перед сном — до подготовки к экзаменам. Как нейросети помогают детям
Могут ли нейросети помочь стать лучшими родителями? В эпоху искусственного интеллекта мы начинаем замечать его влияние на все аспекты нашей жизни, включая то, как мы воспитываем наших детей. Конечно, искусственный интеллект никогда не сможет заменить любовь, заботу и внимание, которые родители дают своим детям, но он может помочь немного ускорить или упростить выполнение некоторых из сотни родительских обязанностей. То, как дети взаимодействуют с технологиями и как мы способствуем этому, окажет самое прямое влияние на будущее малышей. От помощи в произнесении первых слов до сдачи государственных экзаменов — ИИ незаметно помогает. Надежда Петрова, менеджер продукта «Алиса для детей», рассказала, как дети на разных этапах развития могут общаться с нейросетями, какие практики и новые продукты существуют для них, и чему еще они могут научиться.
Дошкольный возраст
Виртуальные помощники
Умная колонка с виртуальным ассистентом — полезный и универсальный девайс для детей, ведь малыши осваивают голосовое взаимодействие быстрее всего. Вначале ребенок учится говорить, и голосовое управление станцией становится для него более естественным, чем освоение других гаджетов: когда ребенок может разборчиво произнести, что именно он хочет (например, «хочу сказку», «хочу мультик», «хочу песенку»), виртуальный помощник начинает понимать его и включать необходимый контент. Это дает ребенку свободу управлять чем-то самостоятельно. К тому же дети часто потребляют контент фоном, как и взрослые. Я по своей дочке могу сказать, что ей сложно находиться в тишине — все время нужно, чтобы что-то происходило. Виртуальный ассистент идеально закрывает эту потребность.
Период «почемучки». Нейросети и неиссякаемое детское любопытство
Виртуальные помощники с простым интерфейсом, основанным на вопросах и ответах, упрощают и ускоряют обучение детей, которые постоянно задают вопросы (классический возраст «почемучек» — 3-5 лет). Искусственный интеллект никогда не устанет от бесконечных «почему» и найдет ответ на любой вопрос. Поэтому с его помощью дети могут узнать много нового, развивая инициативу и самостоятельность.
Работа с дикцией
Существуют приложения и для улучшения дикции — они используют нейросети для анализа и коррекции речи, например «Легко сказать». Занятия проходят в игровой форме и помогают детям 5–7 лет правильно произносить сложные звуки. Каждый модуль включает артикуляционную гимнастику, распевку и песенки, специально разработанные логопедами.
Возможность говорить вслух и получать обратную связь имеет решающее значение, когда ребенок учится языку, правильному произношению, построению предложений и основам разговора. ИИ может поддерживать языковое развитие в темпе, который естественно прогрессирует для каждого ребенка.
Развлечение и творчество с помощью ИИ
Имея доступ к технологиям, дети демонстрируют безграничную фантазию, и ИИ помогает им развивать свои творческие способности, стимулируя воображение и пространственное мышление. Например, с помощью нейросетей дети могут создавать свои мультфильмы и истории. Они могут генерировать объемные картинки из своих работ, учиться рисовать и описывать, что они нарисовали, а также создавать анимированные картинки из своих же набросков на обычной бумаге. AI-технологии также помогают детям создавать свои собственные сказки, генерируя текст, иллюстрации и аудио-прочтение.
Школьный возраст
Помощь с домашним заданием
Когда дети переходят в школу, ИИ начинает помогать в новых задачах, и потребление контента становится более взрослым. Многие школьники уже в курсе, что нейросети способны быстро помочь с выполнением домашней работы – они могут спросить у виртуального ассистента про писателя или путешественника, которого проходили на уроке, или попросить быстро перевести нужное слово на английский. Ответ на любой вопрос — теперь не проблема. Нейросети могут дать инструкцию по изучению новой темы или помочь с самопроверкой. Другой хороший сценарий использования ИИ — борьба со страхом чистого листа. Нейросеть может помочь с тезисным планом для эссе, структурировать аргументы или даже предложить тему для учебного проекта.
Индивидуальный подход к обучению
Нужно понимать, что традиционная школьная система следует универсальному подходу к образованию для каждого ребёнка. В то время как нейросети открывают новые возможности для индивидуализированного обучения. Анализируя взаимодействие ученика с материалом, технологии ИИ выявляют его сильные и слабые стороны, адаптируя уроки в реальном времени. Это обеспечивает более глубокое понимание материала, подходящие уровню каждого конкретного ребенка упражнения и мгновенную обратную связь.
С помощью нейросетей можно много экспериментировать — создавать музыку, или, например, картины. Также дети могут создавать игры, программировать роботов и обучать свои модели ИИ.
Обучение языкам с помощью нейросетей
Изучение английского языка всегда остается актуальным, при этом новые модели ИИ значительно облегчают этот процесс. Нейросети теперь способны переводить целые документы, учитывая стилистику и выполняя редактуру написанного, указывая ребёнку на ошибки. Чат-бот можно попросить рассказать о базовых разделах грамматики или подготовить структуру по прохождению классического учебника по языку. Можно обратиться к нейросети с конкретной темой, где возникли трудности, и углубиться в вопрос без помощи учителя.
Сейчас с искусственным интеллектом возможно практиковать и разговорный английский. Дети могут вести диалоги с ИИ, получать обратную связь по произношению и грамматическим ошибкам, что раньше было доступно только при индивидуальном общении с репетитором. Это делает процесс обучения более интерактивным и доступным для всех.
Взросление детей и будущее нейросетей
Уже сегодня искусственный интеллект понимает потребности ребенка в самых разных аспектах – он может почитать малышу перед сном сказку, обучить школьника основам математики в начальной школе, помочь ему с написанием сочинений и объяснить вещи, которые тот не понял в школе.
Нейросети открывают новые возможности для развития детей: сейчас, имея доступ к этой технологии, можно думать о более продвинутых инструментах обучения.
Картина будущего выглядит так, что нейросети будут еще больше подстраиваться под потребности пользователей и предоставлять им индивидуальный подход, составляя карту знаний и потребностей человека — с самого маленького возраста и по мере взросления человека.