«Мама, я сам!»: как отпустить ребенка гулять и не сойти с ума – 5 советов
Родители младших школьников часто с тревогой думают о дне, когда придется отпустить ребенка в самостоятельное «плавание» по городскому пространству. Как сделать выход в город максимально комфортным для маленького жителя мегаполиса, и при этом сохранить собственную психику – 5 советов от ведущего научного сотрудника Института урбанистики Московского городского педагогического университета Татьяны Ле-ван.
Современная городская среда устроена довольно безопасно, и начинать пользоваться ею может ребенок в возрасте от 7 до 11 лет. Правда, для этого следует провести некоторую подготовку – и детям, и их родителям.
Маме и папе сложно привыкнуть к тому, что вчера еще беспомощный малыш, становясь школьником, примеряет на себя новую социальную роль. Он воспринимает себя уже иначе, думает о себе, как о взрослом, точнее, повзрослевшем человеке. Ему нравится проявлять самостоятельность, чувствовать себя полноправным членом общества. Да, у него еще не все получается – вовремя сделать уроки, собрать портфель или подготовить себе одежду. И родителю может показаться, что, раз этими навыками ребенок еще не овладел, то отпускать его на улицу уж точно нельзя.
На самом деле, зависимость тут обратная. Самостоятельное прогулка по улицам, пусть это будет поход в магазин, расположенный в том же доме, в школу или в кружок в соседнем дворе – отличная тренировка, во время которой младший школьник начинает принимать решения, отрабатывать свои действия без оглядки на маму и папу. В дальнейшем это поможет ему стать более собранным и в других сферах – в учебе, помощи родителям по дому.
Конечно, нельзя одномоментно открыть ребёнку дверь в город и сказать: «Иди». Нужно научить его быть пользователем городской среды. И здесь помогут пять советов.
1. Избавьтесь от гиперопеки
На тезис о том, что младший школьник чувствует себя уже почти взрослым, практически любая мама может возразить: «Ну какой же он самостоятельный, я за ним всё убираю, напоминаю ему, что нужно сделать, он ничего не может сам».
Не во всех, но во многих случаях речь идет о таком явлении, как «выученная беспомощность», когда ребёнок испытывает избыточный контроль со стороны взрослого. Это качество формируется довольно быстро, и когда приходит время, чтобы ребёнок начал тренировать свою самостоятельность, родитель продолжает «висеть» над чадом, как вертолёт, продолжает всё контролировать, не давая ребёнку возможности ошибиться, пробовать что-то новое, и осознавать свою ответственность в ошибках. Так выученная беспомощность закрепляется.
Прислушайтесь к себе – если вы поняли, что проявляете гиперопеку, стоит остановиться, дать сыну или дочери пространство и время, чтобы он сам что-то делал, принимал решение и нёс за эти решения свою собственную ответственность в меру своего возраста. Довольно быстро вы заметите в своих детях серьезные перемены.
2. Спросите у ребенка, готов ли он выйти в город один
Поинтересуйтесь, хочет ли ваш семилетка, например, самостоятельно сходить в магазин за хлебом. Если он чувствует себя неуверенно, не знает, что делать в той или иной ситуации, то, скорее всего, откажется. Ведь маленький человек себе не враг. Не настаивайте, но напоминайте ему о том, что такая опция в его жизни уже есть, и, когда он будет готов, то сможет ею воспользоваться.
3. Изучайте город вместе
Пройдите с ребёнком несколько раз одним и тем же маршрутом, обратите его внимание, где расположен пешеходный переход, и почему нужно обязательно переходить на зеленый свет, обернувшись предварительно по сторонам, чтобы полностью контролировать ситуацию. Проходя мимо площадки, где выгуливают собак, объясните, какие могут возникнуть ситуации, предположим, собака сорвется с поводка, как нужно действовать – не убегать, не размахивать руками, замереть.
Гуляя по городу, рассказывайте о том, как он устроен. Как работает транспортная система, какие есть учреждения, и для чего они нужны. Побуждайте ребенка не просто впитывать информацию, а рассуждать, делиться с вами тем, что он об этом думает.
Пройдя несколько раз таким маршрутом вместе, через какое-то время можно еще раз поинтересоваться, готов ли ребёнок сделать это самостоятельно.
4. Обсудите возможные ситуации
С любым человеком в городе может произойти что-то непредвиденное, необычное. От этого не застрахован, в том числе, и ребёнок. Вопрос в том, как он будет реагировать на такие ситуации. Ведь предупреждён – значит, вооружён. Предупредить обо всем, что может произойти, конечно, нельзя, но ключевые моменты стоит обсудить, прежде чем ребенок выйдет в город. Например, как действовать, если подошёл незнакомый человек и предлагает с ним куда-то пойти.
5. Доверяйте, но проверяйте
Ребенок, который начинает сам изучать город, должен знать наизусть мобильные телефоны членов своей семьи, домашний адрес и всегда проверять перед выходом заряд телефона. В привычку у него должен войти обязательный звонок родителям, когда он добрался из точки А в точку Б и обратно. Так и вы сами будете спокойнее, и ребенок станет более уверен в себе и своей безопасности в городе.
Эти советы помогут ребенку осознанно пользоваться городом, замечать, что вокруг него происходит, объяснять события. Так он сможет больше доверять городскому пространству и, главное, пользоваться своей самостоятельностью по назначению.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.