Кто такая Мария Монтессори?
«Там, где была Монтессори, я не нужен», — говорил Зигмунд Фрейд.
Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, создавшая в начале XX века инновационную по тем временам образовательную систему, в основе которой лежали принципы гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания.
Образование Марии
Мария родилась 31 августа 1870 года в небольшом итальянском городе Кьяровалле. Её отец был известным чиновником, а мать – из рода ученых и священников Стопани. Именно мать занялась образованием дочери. Мария училась легко и с удовольствием, особенно увлекалась математикой, поэтому решила пойти в техническую школу, но для девочек это было невозможно. В 12 лет Мария одержала свою первую победу над системой образования – она не только попала в школу для юношей, но и с успехом окончила её.
В 20 лет Мария увлеклась естествознанием и решила стать детским врачом. Но в Италии конца ХIХ века это тоже было невозможно! Заниматься медициной и учиться в университете могли только мужчины. Отец Марии также не одобрял ее выбор. Но она снова добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, а затем, за особые успехи, перевели в число студентов. В последние два года она изучала педиатрию и психиатрию.
Работа врачом
Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые увидела детей с нарушениями в развитии. Наблюдая за ними, Монтессори пришла к мысли, на которой будет основана вся ее педагогическая система – для таких детей нужна особая развивающая среда. На защите дипломного проекта ей нужно было прочитать лекцию, за которую ее осыпали овациями. Так Мария Монтессори стала первой женщиной – врачом в Италии. Она получила место ассистента в клинике Сан-Ажиованни, а также занялась частной врачебной практикой. При этом продолжала читать лекции и писать статьи, которые стали печатать в европейских журналах.
Работа с умственно-отсталыми детьми
Во время работы с умственно-отсталыми детьми Мария Монтессори сама перевела работы французских ученых Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сегена, которые утверждали, что если проводить занятия по особой методике, то как минимум четверть больных становятся нормальными людьми. Мария прониклась их идеями и на их основе создала свою систему образования детей с ограниченными возможностями.
Рождение и воспитание сына
После Мария устроилась на работу в психиатрическую клинику в Риме, там познакомилась с доктором, руководителем клиники Джузеппе Монтессано. У них завязался страстный роман, а в 1898 году родился сын – Марио. Поскольку он был рожден вне брака, родители скрывали его от общества, мальчик жил в деревне с кормилицей. В католической Италии незаконнорожденный ребенок мог стать катастрофой и для Марии, и для Джузеппе, и для самого ребенка. А замужество Мария отрицала, поскольку считала брак кабалой для женщины и не желала становиться собственностью мужчины. Между собственным ребенком и своей миссией Мария выбрала второе. С сыном она соединилась, когда ему было уже 15 лет. Марио стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей Марии Монтессори по всему миру.
Создание Ортофренического института
После того, как воспитанники Монтессори сдали экзамены лучше обычных детей муниципальной начальной школы, правительство Италии дало добро на создание Ортофренического института по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.
А 1901 г. Мария Монтессори поступила на философский факультет Римского университета. Кроме того, она занималась экспериментальной психологией и педагогической антропологией, и вскоре стала заведующей кафедрой антропологии.
Создание «Дома ребенка» и работа с учителями
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, Мария Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у Монтессори появились последователи и ученики.
В 1909 г. Мария провела первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. И издала книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка», которая быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.
После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вудро Вильсона.
В 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в «Дом ребенка» группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.
Вне Италии
В 1934, не поладив с фашистским правительством, Монтессори навсегда покинула Италию. Она жила и работала в разных странах, включая Индию, где тоже открыла свою школу. После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952 г., Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!
Достижения
Мария Монтессори умерла в 1952 году в Голландии. При жизни она была номинирована на Нобелевскую премию мира. Первые Монтессори-общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).
Её сын Марио возглавлял Ассоциацию имени своей матери до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи (США), Георг Кершенштейнер (Германия), Мария Монтессори (Италия), Антон Макаренко (СССР).
Ученики и последователи Марии Монтессори
Среди знаменитых учеников метода Монтессори – члены британской королевской семьи принцесса Диана и принцы Уильям и Гарри, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, создатель Amazon Джеффри Безос, основатель Wikipedia Джимми Уэйлс, автор игры The Sims Уилл Райт, писатель Габриэль Гарсия Маркес, гуру современного менеджмента Питер Друкер, редактор и владелец Washington Post Кетрин Грехем, музыкальный магнат Шон Кумбс, актёры и актрисы – Джордж Круни, Хью Грант, Хелен Хант, Дакота Феннинг, композитор Эндрю Ллойд Уэббер, экс-президент Франции Франсуа Миттеран, экс-президент США Билл Клинтон, экс-первая леди США Жаклин Кеннеди, Анна Франк (автор книги «Дневники Анны Франк»), певица Бейонсе и др.
Фильм «Мария Монтессори: воспитание любовью»
Фильм «Мария Монтессори: воспитание любовью» выйдет на экраны 30 мая.
Сюжет фильма. Мария Монтессори беззаветно любит свою работу и отказывается выходить замуж за своего начальника и коллегу Джузеппе Монтессано, ведь брак для женщины – это кабала, а Мария не хочет никому принадлежать. Вместе с Джузеппе они достигают удивительных результатов в работе, но хранят в тайне собственного сына Марио, ведь внебрачный ребенок разрушит репутацию обоим. Однажды в их жизни появляется французская красотка Лили, которая пытается сдать в клинику свою нездоровую дочь Тину. Желая как можно скорее избавиться от неудобного ребенка, Лили будет постепенно открывать не только методы Марии Монтессори, но и ее внутреннюю боль. Две противоположные женщины помогут друг другу обрести то, чего у каждой из них нет.