Как развить речь ребенка? Советы психолога
Ребенок не говорит или говорит плохо — проблема, которая волнует многих родителей. Хочется не упустить момент и, в то же время, не перегрузить ребенка. Дошкольный возраст, действительно, является одним из важнейших этапов в речевом развитии ребенка. И сегодня Кира Гольдштейн, психолог Онлайн-школы №1, расскажет, как мягко и ненавязчиво развить речь малыша.
Игры для развития речи
Для успешного развития речи огромное значение играет окружение и общение с ребенком. И здесь не нужно никаких дополнительных пособий. Существует множество игр и незамысловатых упражнений для стимулирования речи. Играть можно в дороге, в детском саду, на прогулке или перед сном. Используете для занятий все, что ваш ребенок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду.
Например:
- видите автобус — спросите малыша, что есть в автобусе: руль, сиденья, дверцы, билеты и т.д.;
- видите цветок — перечислите, что есть у него: стебель, листья, корни.
В возрасте 4-5 лет дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит их можно познакомить с оттенками. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-нибудь предмет, задайте ему такие вопросы: «какой он величины», «какого он цвета», «из чего он сделан», «для чего он нужен»?
Также можно использовать игры:
- «Что бывает высоким?», «Что бывает широким?», «Что бывает белым?», «Что бывает пушистым?”, «Что бывает холодным?», «Что бывает круглым?»;
- «Вкусные слова», «Съедобные слова», «Соленые слова»;
- давайте ребенку подсказки, где можно поискать слова. Например, какие слова можно вынуть из овощного супа;
- «Что из чего можно сделать». Например, из клубники можно сделать клубничный сок, из ананаса ананасовый суп, из моркови морковный сок. Вы приводите пример, а ребенок вам отвечает;
- «Один и много». Например, вы называете «яблоко», а ребенок называет «яблоки», вы говорите «слива», а ребенок говорит «сливы»;
- играйте в игры на определение предмета по форме, величине или цвету, а также игры на образование притяжательных прилагательных и сложных слов;
- всем известные игры с мячом, например, съедобное-несъедобное – самая элементарная игра, в которую можно играть дома и на улице;
- еще одна игра, которую мы все помним – «Я знаю»: «Я знаю пять имен девочек», «Я знаю пять названий фруктов», «Я знаю пять названий овощей» и так далее.
Зачем необходимо читать с детьми?
И, конечно же, важно читать сказки и другие художественные произведения. Совместное чтение книг с ребенком – это прекрасная возможность провести время вместе, а для ребенка — это чувство близости, безопасности и комфорта. Ласковый, нежный, мелодичный голос мамы или добрый, строгий голос папы успокаивают нервную систему ребенка особенно перед сном и создают ощущение любви и тепла. И, конечно же, развивают его речь.
Ребенок, активно вовлеченный в слушание книги, или же читающий сам развивается эмоционально, расширяя свой кругозор: представляя разные сюжеты, можно проживать ситуации вместе с героями, испытывать моменты счастья и радости, можно вместе с ними справляться со своими страхами.
Развитие речи дошкольников в игре – это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Поэтому так важно уделять этому время в своих повседневных заботах.