Как понять, что ребенку нужна помощь дефектолога?
Учитель-дефектолог Марина Соловьева, после 20 лет работы с особенными детьми, поступила в магистратуру Московского городского педагогического университета, в 2024 году стала самой опытной конкурсанткой VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я – профессионал» и в направлении «Специальное дефектологическое образование» вошла в число победителей.
Марина Соловьева, которая работает в школе-интернате для детей с ОВЗ в Талдомском районе Московской области, заметила, что с каждым годом маленьких учеников с разными нарушениями становится все больше. Причем, особенность современных детей в том, что у них наблюдается не только одна проблема, как раньше, и ребенка с одним видом нарушения практически не встретишь, у большинства – сочетанные диагнозы, что приводит к трудностям в определении образовательного маршрута для особого ребенка и подбору спецусловий для него.
«Количество обучающихся в школе для детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), где я работаю, за последние 3 года выросло в 2 раза. Чаще всего встречаются дети с задержкой психического развития (ЗПР), тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью и расстройством аутистического спектра (РАС), которое серьезно набирает обороты. Сложно поддается дифференциация между ЗПР и умственной отсталостью», — отмечает дефектолог.
Причин такого роста Марина Соловьева видит несколько. Общее ухудшение состояния здоровья родителей, экологические проблемы, генетические «поломки», высокая занятость мам и пап на работе, их повышенная утомляемость, и как следствие, нежелание заниматься со своими детьми, недоброжелательная среда на улице, куда мальчиков и девочек, как раньше, не отпускают гулять одних. Но есть и другая сторона медали. В системе психолого-медико-педагогического обследования повысился уровень диагностики, что помогает выявлять нарушения развития ребенка, в том числе, на ранних этапах.
Естественно, разрабатываются и новые методики по работе с особенными детьми. Для того, чтобы узнать о них и повысить квалификацию, педагог поступила в магистратуру МГПУ по направлению «Модернизация деятельности ПМПК в системе образования».
«Узнав о наборе курса профессором Ириной Левченко, я, не раздумывая, решила поступать. Тем более, в МГПУ преподают авторы методик, например диагностики речевого развития и исследования регуляторных функций у ребенка дошкольного возраста, а государство, к тому же, дает возможность один раз учиться в магистратуре бесплатно», — объяснила Марина Соловьева.
Копилку ее знаний пополнили методики для обследования детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, новые варианты альтернативной коммуникации, карточки PECS, электронные платформы, подходящие для обучения детей с РАС и умственной отсталостью.
Вообще, чем в арсенале у дефектолога больше методик, тем лучше. По словам Марины, дети настолько разнообразны в своих и сложностях, и возможностях, что выработать определенный комплекс для всех не получается. Надо для каждого подбирать свое, работая с ребенком, выяснять, что он воспринимает лучше, ориентироваться в методиках и быстро находить замену.
Педагог отмечает, что для разработки комплексного подхода, составления индивидуального образовательного маршрута и коррекции дефектологу обязательно нужно взаимодействовать с другими специалистами, в том числе, с учителями ребенка. И это слабое место, где часто рвется: учитель придерживается адаптированной программы обучения, которая включает коррекционную работу, а дефектолог, задача которого внедрять в свою коррекционную программу требования общеобразовательной программы, свою.
Кроме того, Марина Соловьева закончила Московский университет МВД и стала юристом, так как вошла в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), где надо разбираться в юриспруденции, грамотно составлять дорожные карты и объяснять родителям детей с ОВЗ и инвалидностью их права и обязанности.
Как понять, что ребенку нужна помощь дефектолога?
По наблюдению Марины Соловьевой, родители начинают задумываться о том, что с их ребенком что-то не в порядке, когда видят странности в поведении. Например, когда сына или дочь ничем нельзя заинтересовать, а начиная что-то делать, ребенок тут же бросает. Или наблюдаются повышенная тревожность, нервозность, плаксивость, истерики. Вторая реперная точка – нарушение или отсутствие речи. Родители думают, что это проблемы с логопедией, хотя дефектолог призывает обратить внимание на то, что обычно остается «за кадром» внимания – как ребенок понимает инструкции и задания, когда его просят что-то выполнить.
«Чаще всего, это становится очевидным на этапе обучения чтению. Ребенок не может соединить буквы в слоги, раскрасить рисунок, плохо держит ручку – такие жалобы должны мотивировать родителя обратиться к специалисту: психологу, логопеду, дефектологу», – утверждает Марина Соловьева и призывает мам и пап к сотрудничеству – зачастую ей, как и многим специалистам ее профиля, приходится сталкиваться с отказом родителей принимать ситуацию.
Но одни педагоги с проблемой не справятся, работа должна вестись с семьей ребенка и включать в процесс родителей, чтобы вместе находить позитивные и корректные подходы к обучению. Как заметила учитель-дефектолог, мамы и папы делятся на две категории – одни интересуются развитием ребенка и готовы включаться в работу, а другие не видят необходимости в занятиях, пренебрежительно к ним относятся. Задача педагога — наладить эту связь, замотивировать родителей, направить их в правильное русло, просвещать их, обучать и консультировать. Дать им толчок, чтобы они сами захотели, чтобы их ребенок чего-то добился.
«Бывает, что мы занимаемся с детьми, пытаемся зафиксировать результат, но наступают каникулы или выходные, дома ребята не занимаются, и все приходится начинать сначала. Часто родители отрицают и не хотят принять наличие нарушений у ребенка. Причем, есть и такие, кто предпочитает не замечать проблем в средней школе. И надеются, что умственная отсталость или РАС пройдут, и чадо сможет поступить в институт. Задача дефектолога деликатно объяснять родителям истинное положение дел и убедить, что такие нарушения не приговор, их можно скомпенсировать, если заниматься и выполнять советы специалистов», — отмечает Марина Соловьева.
Советы для родителей особенных детей
1. Обращайтесь к специалистам и следуйте их рекомендациям, старайтесь больше узнавать, читать, смотреть об особенностях развития, связанных с вашим ребенком. Повышайте собственный родительский и воспитательный потенциал.
2. Занимайтесь дома с детьми – можно недолго, по 15 минут, но каждый день и качественно, не отвлекаясь на бытовые дела.
3. Помните о том, что никто не знает вашего ребенка лучше вас, и от родителей, в первую очередь, зависит его будущее.
4. Никакого физического или вербального насилия, это не поможет, а лишь усугубит проблемы и даже отодвинет успех.
5. Не опускайте руки в момент неудачи, старайтесь найти новые стимулы, мотивацию и ресурсы. Как в самолете – сначала наденьте маску на себя, затем – на ребенка.
В развитии особенных детей нужно находить то, что может компенсировать нарушение или выявить возможности, которые помогут ребенку. Например, альтернативные способы коммуникации, приобретение жизненных компетенций. Например, слабослышащий может уметь хорошо рисовать. И подобрать для него профессию с опорой на зрительные функции и мелкую моторику. Отсутствие умения коммуницировать с людьми компенсировать посредством искусства или современных технологий.
В Москве есть объединение людей, которые занимаются с подростками и взрослыми с РАС, развивают качества, которые им помогут в жизни. Учат рисовать, лепить, что-то собирать. Организовали на базе центра рабочие места. Продают картины воспитанников. Если говорить об аутистах, отмечает Марина Соловьева, то, на самом деле, таких, у кого есть таланты, мало, вопреки поверью. И с ними рядом должен быть близкий человек-проводник, который поможет войти в мир.
Стать одной из лучших в «Я – профессионал» в 49 лет
Обучаясь в магистратуре МГПУ, Марина Соловьева решила попробовать свои силы во Всероссийской олимпиаде студентов «Я – профессионал» – и стала победительницей. Хотя, признается, состязаться с молодыми было непросто. «Студенты-участники — умные, активные и мотивированные на победу. В моем возрасте сложнее быстро перерабатывать информацию, но азарт возобладал, и вот результат – победа. Для меня это большой успех», — говорит магистрантка Московского городского.
Самым сложным, признается Марина Соловьева, оказался второй этап олимпиады – без медицинских документов определить нарушение, описать его в профессиональной терминологии. Разработать план коррекционной работы, выстроить траекторию работы с родителями. На все отводилось 60 минут.
В финале, где нужно было защитить проект, Марина выбрала тему работы с приемными семьями. «Мне это было легко, так как я работаю в службе сопровождения замещающих семей, и у меня много подопечных приемных детей. Мы говорили о социокультурной адаптации ребенка с ОВЗ в замещающей семье, и как она может адаптировать его к новой жизни, с учетом ограниченных возможностей здоровья и с тем, что он остался без попечения кровных родителей», — рассказала победительница олимпиады.
Марина Соловьева признается, что не рассчитывала на такой успех, просто хотела рассказать, чем она занимается. Но олимпиада, кроме победы, принесла массу новых эмоций и открытий — возможность выступить перед профессиональной аудиторией, радость от собственного преодоления и мотиваторы для движения вперед.
Как театр, собаки и клубника спасают от выгорания
Работа дефектолога, который должен обладать такими качествами как эмпатия, коммуникабельность, стрессоустойчивость, требует полного включения, а лучший способ избежать выгорания, по словам победителя «Я профи», является смена деятельности.
«Мне кажется, выгорание не зависит от специальности, а лишь от умения компенсировать свои внутренние психологические затраты, находить новые мотиваторы и расставлять приоритеты в жизни. Я живу за городом и мне легче, чем городским жителям. У меня есть хобби – на площади 600 кв.м я выращиваю клубнику. Еще люблю театр, играю в труппе народного театра Талдомского района. И всем советую находить увлечение. Может это будет связано с физической нагрузкой, фитнес-клуб или бассейн, но, чтобы приносило ощущение радости», — делится Марина Соловьева.
Еще одно ее увлечение – немецкие овчарки. Каждый год Марина с мужем выезжают на 2 недели в «собачий лагерь», в лес, с палатками, для дрессировки и отдыха. Так учитель-дефектолог держит себя в форме, чтобы на работе отдаваться любимому делу – помогать детям с особенностями развития.
А родителям особых детей педагог советует постараться организовать их летний отдых максимально полноценно: загорать, купаться, кататься на велосипеде, играть в подвижные игры, ходить в лес за грибами и ягодами, ездить в интересные и новые места, набираться ярких впечатлений, положительных эмоций. Это самое лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка.