Дети и гаджеты: причины гаджетозависимости и пути выхода
Чтобы понять, как избавить ребенка от залипания в телефоне, давайте проследим путь образования гаджетозависимости.
Малыши тянутся маленькими ручками к телефону, и порой очень настойчиво, потому что детям свойственно копировать взрослых. Раз взрослые придают большое значение этой вещице, значит она очень ценная и очень, соответственно, нужная малышу. Потом родители сами включают детям мультики через гаджет, чтобы получить для себя дополнительное время на дела или отдых, чтобы успокоить раскапризничавшегося ребенка, облегчить ожидание в очереди или поездке.
И вот настаёт время для покупки первого телефона ребенку, чтобы он был на связи или потому что он хочет быть как все. И через некоторое время мы имеем полное залипание ребёнка в телефоне: гаджет превратился в средство развлечения и убивания времени.
Начинаем разбираться
Всегда помним, что ребенка с гаджетом знакомит родитель. Действительно, сложно сохранить равновесие ребенка в очереди в поликлинику и дать в руки телефон с мультиком — решение, которое спасает нервы родителя, ребенка и окружающих людей. Но по мере роста ребенка емкость его произвольного внимания должна расширяться, т.е. он должен уметь занимать себя сам. Если ребенок подрастает, а занять себя все так и не может, приходится постоянно откупаться телефоном — значит это показатель того, что ваш ребенок прямой дорогой идет с гаджетозависимости и гаджеты “берут в свои руки” управление его вниманием.
Чтобы справиться с такой ситуацией, внедряем в жизнь четыре принципа.
1. Выдать ребенку телефон — прерогатива родителя
Это поощрение за хорошо проведенный день, сделанные вовремя дела, выполнение ребенком своих обязательств. Это реализация принципа: сначала дела, потом развлечения. Если эта прерогатива находится в руках ребенка, то это тоже самое, что неопытный капитан ведет корабль куда? Точки Б нет в этом путешествии. Зачастую, корабль терпит крушение. Помните, вы несете ответственность не только за физическую безопасность ребенка, но и за его ментальное здоровье. Зависимость от телефона тормозит развитие ребенка, не позволяет формироваться произвольному вниманию, воспитывает в ребенке потребителя, вместо созидателя, поэтому крайне важно регулировать возможность ребенка брать телефон в руки.
2. Создаем точки соприкосновения
Сначала создаем точки соприкосновения, а потом выставляем требования. На любом этапе гаджетозависимости. Без теплых взаимоотношений наши требования об ограничении в использовании гаджета будут восприняты враждебно, ребенок не прислушается к нашему слову. Для этого создаем семейные традиции, в которые ребенку захочется вовлекаться. Это могут быть семейные вечера с совместным творчеством, приготовление еды с последующим ее поеданием перед интересным фильмом, воскресные прогулки по парку с фотосессией, ежемесячные поездки в новый город (реальные или виртуальные). При этом невозможно вести ребенка за собой, если мы не являемся авторитетом для ребенка. Родитель должен вызывать уважение ребенка и быть ему интересен. Тогда ребенок не будет искать интересных занятий в гаджетах: рядом есть человек, с которым можно интересно провести время или чей пример ребенка увлекает. Родитель — это значимый взрослый в жизни ребенка, но этот факт сам по себе не делает родителя интересным в глазах сына/дочери. Поэтому это ответственность родителя найти способы стать авторитетным в глазах ребенка.
3. Делаем акцент на пользе
Во время разговоров с ребенком делаем акцент в разговоре на пользе от применения/делания чего либо. Это поможет сформировать убеждение (мысль), во всем должна быть польза. Эта мысль будет определять поведение ребенка на бессознательном уровне. Например, ребенок надел дома теплую кофту, спрашиваем: «О, почему ты оделся так тепло?» Наша задача вывести действия ребенка на уровень осознанности, ни в коем случае не критикуя. Привычка искать пользу в своих действиях отразится и на взаимодействии с телефоном.
4. Телефон/планшет — средство развития
С самого первого момента общения ребенка с телефоном, постоянно показываем, что телефон/планшет — это средство развития, обучения. Показываем на собственном примере, объясняем свои отношения с телефоном. Если вы зависаете в соцсетях, у вас не получится убедить ребенка, что телефон — средство развития.
Внедрение этих четырех принципов гарантирует вам формирование здоровых отношений между гаджетом и ребенком. Гаджет сам по себе не является ни добром, ни злом, а лишь техническим средством в руках человека. И лишь мысль человека направляет его на развитие, или на разрушение собственной личности.
Чем старше становится ребенок, тем более явным становится факт гаджетозависимости, и тем более сложным является процесс по избавлению от такой зависимости. Возраст после 12 лет — это период, когда ребенок начинает критически воспринимать любую входящую информацию. Здесь на первый план выходит фигуры людей, которые значимы для подростка. Статус родителя сам по себе не гарантирует того, что ребенок прислушивается к мнению родителя. Тем более важно находить точки соприкосновения, строить доверительные отношения и быть интересной, авторитетной, фигурой для ребенка, достойной его уважения.