7 самых популярных вопросов логопеду
Когда малыш начинает говорить, мало кто из родителей способен объективно оценить, есть ли у ребенка какие-то речевые нарушения. Возможно, забавный детский лепет – всего лишь особенность возраста, и никакого дополнительного внимания развитию речи уделять не нужно. Как определить, понадобятся ли малышу занятия с логопедом? Можно ли упустить время? И что делать в случае, если задержка речевого развития очевидна? Задаем эти вопросы учителю-логопеду, клиническому психологу логопедического центра «Детская академия речи» Варваре Викторовне Данекиной.
Как понять, что у ребенка есть проблемы с речью? Как развивается речь в норме?
Развитие речи начинается у ребенка с момента рождения. Он еще не говорит, но уже важны фразы, звуки, мимика и улыбки окружающих людей. Нет повода для волнения, если к четырем месяцам у ребенка появляется “гуление”, немного позже — певучие гласные и лепет. Ближе к году малыш начинает активно использовать жесты и подражание родителям. Умение строить словосочетания и полноценные высказывания появляется к двум годам. А в три года ребенок уже может выразительно общаться и задавать много вопросов: «А куда пошла мама?», «Зачем он это делает?», «Что там внутри?».
В Сети обеспокоенные мамы и папы всегда найдут истории о том, как ребенок долго молчал, а потом прекрасно заговорил. Стоит ли ждать – вопрос выбора родителей. Но специалисты, которые занимаются развитием речи, рекомендуют пройти диагностику у логопеда, если в год малыш не говорит, не использует в игре эмоциональные междометия и звукоподражания, произносит менее десяти слов.
Другие тревожные сигналы:
- в два года в обиходе ребенка не больше 25 слов, а в три – менее 200;
- к двум годам малыш слышит и понимает все просьбы, но обычно отвечает односложными словами и жестами;
- после трех лет он предпочитает показывать на предметы пальцем и нередко повторяет вопрос вместо того, чтобы на него ответить;
- в 2–3 года не произносит гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й, а в 3–5 лет — свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч. Если в это время ребенок не выговаривает Р и Л, беспокоиться не стоит — они появляются в речи в 5–6 лет.
- в 4–5 лет ребенку сложно обобщать слова, он неверно строит предложения, заменяет звуки в словах. Например, говорит «уампа» (лампа) или «тясы» (часы).
Почему речь развивается с задержкой и как это скорректировать?
Наиболее частые причины задержки речи:
- неблагоприятное течение беременности или осложнения при родах;
- наследственность;
- нарушения слуха;
- анатомические особенности, например укороченная подъязычная уздечка;
- слабые мышцы артикуляционного аппарата;
- неблагоприятные социальные условия, недостаток воспитания и обучения;
- расстройства аутистического спектра.
Если вы заметили, что речь у ребенка развивается медленнее нормы, важно отвести его к специалисту. Речью у детей занимаются:
Логопед — помогает поставить звуки и произношение;
Логопед-дефектолог — кроме произношения, занимается развитием высших психических функций — внимания, мышления, памяти.
Нейропсихолог — решает проблемы с психомоторным развитием, концентрацией внимания, самоконтролем и самоорганизацией.
Лучше всего сначала обратиться к логопеду или логопеду-дефектологу. При необходимости они направят ребенку к нейропсихологу. Иногда может потребоваться работа со всеми специалистами. Чем раньше начать занятия и коррекцию, тем эффективнее они будут.
Что поможет формированию речи у детей до двух лет?
Ключевая рекомендация — создавать развивающую речевую среду. Ниже несколько способов это сделать.
- Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте звукам, повторяйте их, следите за реакцией.
- Разговаривайте с малышом во пеленания, кормления, купания. Это вообще основное правило — речь должна звучать в течение всего дня.
- Разглядывайте вместе с ребенком и читайте ему вслух книжки, особенно с тактильными “вкладками” — звуками, шероховатой поверхностью и т.д.
- Разучивайте короткие потешки и стишки, играйте в ладушки.
- Называйте ребенку все предметы, которые видите на прогулке и дома, имена близких людей.
- Обращайте его внимание на различные звуки: пение птиц, звук транспорта, лай собаки и т.д.
- Если ребенок пытается произносить новый звук, слог, слово, инициирует общение — поощряйте и помогайте.
- Старайтесь проговаривать с ребенком любые ситуации — до, во время и после события, описывайте его и свои чувства, настроение.
- Правильно произносите слова, не сокращайте их и не коверкайте, стараясь подстроиться под возраст ребенка. Тогда он будет запоминать верное произношение и стараться его повторять.
Укороченная подъязычная уздечка. Подрезать или нет?
Когда уздечка слишком короткая, это ограничивает подвижность языка, и человек не может правильно произносить звуки. Как правило, в такой ситуации ее подрезают или растягивают, чтобы не мешала.
Какой способ коррекции выбрать, зависит от разных факторов. Хирургическое вмешательство необходимо, если из-за короткая уздечка мешает правильному захвату груди и сосанию. Когда страдает звукопроизношение, почти всегда можно обойтись без операций. В большинстве случаев укороченная уздечка успешно растягивается благодаря артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Принимать решение о способе коррекции рекомендуется после консультации с логопедом и стоматологом.
Всем ли нужен логопед?
Если вы видите, что речь ребенка становится богаче, то есть усложняются слова и речевые обороты, фразы правильные с точки зрения грамматики — специалист не нужен. Но родителям определить это самостоятельно бывает сложно, потому что они не знают всех нюансов развития речи и могут считать неправильное произношение нормой. Поэтому до школы рекомендуется раз в год консультироваться у логопеда, чтобы не упустить проблемы.
Эффективны ли домашние занятия?
Да, эффективны, но только в том случае, если задания для развития речи подобраны с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Так как игр и логопедических упражнений очень много, чтобы не растеряться, стоит пройти диагностику.
Может ли речь наладиться сама?
Довольно часто можно встретить родителей, которые надеются, что ребенок заговорит сам, даже если долгое время он молчал. Или ждут, что неправильное произношение скорректируется само. Ведь у сына или дочери соседки/родственницы была похожая ситуация, а потом все вдруг наладилось. Это действительно может быть вариантом нормы, но родитель — не специалист и не может объективно оценить навыки ребенка.
Если не скорректировать речевые нарушения до школы, это отразится на успеваемости ребенка. Как правило, таким детям с трудом даются чтение и письмо: они пропускают буквы или заменяют их другими, переставляют слоги и т.д. Также учебе могут мешать неправильно построенные фразы («мама пришел» или «учитель будет рассказать»), ошибки в пересказе. В результате ребенку сложно наладить контакт со сверстниками, развить уверенность в себе.